Воронежские «Рекорды»

В современном мире отцом телевидения считается выдающийся русский ученый Владимир Козьмич Зворыкин. Он родился в Муроме в семье купца первой гильдии, который торговал хлебом, владел пароходами и был председателем Муромского общественного банка.

Окончив муромское реальное училище, в 1906 году он поступил в Санкт-Петербургский технологический институт и с отличием окончил его в 1912 году с дипломом инженера-технолога.

В институте Зворыкин участвовал в проведении первых опытов в области «дальновидения» и электроники под руководством профессора Б. Л. Розинга, который ещё в 1907 году на основе катодной трубки собрал приемное телевизионное устройство, не требующее механической развертки изображения: ее заменило растровое движение катодного луча.

Новый «способ электрической передачи изображений» был запатентован им в 1908-1910 годах в России, Англии и Германии.

Во время Первой мировой войны Зворыкин служил в войсках связи в Гродно, затем работал в офицерской радиошколе в Петрограде.

Бежал от гражданской войны через Екатеринбург в Омск, столицу белого движения в Сибири, где занимался оборудованием радиостанций, работал с зарубежными поставщиками, ездил в заграничные командировки.

В 1919 году, во время второй командировки Зворыкина в Нью-Йорк, правительство Колчака пало, то есть возвращаться ему уже было некуда и опасно. Владимир стал сотрудником компании «Вестингауз», где занялся любимой темой — передачей изображения на расстояние, но не нашел понимания у начальства (отчасти из-за языкового барьера) и продолжил разработки самостоятельно.

В 1923 году Зворыкин подал патентную заявку (US2141059 (A) ― 1938-12-20) на телевидение, осуществляемое полностью на электронном принципе.

Уже в конце 30-х на базе оптико-механического телевидения, во многих странах идут разработки по созданию телевизионной передающей и приемной аппаратуры для телевещания на массовую аудиторию. Вскоре к этому подключаются крупные фирмы: «Белл», «Радиокорпорация Америки»(РСА), «Вестингауз» — в США, «Телефункен» и «Фернзее» — в Германии, «Маркони» и «Граммофонная компания» — в Англии.

Не отставали от Запада и в Стране Советов.

В 1920-1928 годах опыты по созданию механических систем телевидения проводились в Нижегородской радиолаборатории (М. А. Бонч-Бруевич, Б. А. Остроумов), Государственной физико-технической лаборатории (А. А. Чернышев, Л. С. Термен, А. В. Дубинин, Я. А. Рыфтин), Центральной лаборатории проводной связи (А. Ф. Шорин), Центральной радиолаборатории в Ленинграде (В. А. Гуров), Всесоюзном электротехническом институте им. В. И. Ленина -ВЭИ — (П. В.Шмаков, С. И. Катаев, В. И. Архангельский), на заводе им. Коминтерна (А. Л. Минц).

Кстати, официальной датой начала нашего отечественного телевещания считается 1 октября 1931 года, когда в Москве начались регулярные опытные передачи по системе оптико-механического телевидения.

Телепередачи проводились 2 раза в неделю по 30-40 минут. За основу системы телевещания были приняты следующие параметры: число строк развертки — 30, количество элементов изображения — 1200, число кадров в секунду — 12,5.

Эксплуатацию оборудования осуществляли специалисты-разработчики ВЭИ.

В 1929 году Зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку — кинескоп — и к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки — иконоскопа.

В июне 1933 года Зворыкин выступил на годичной конференции Американского общества радиоинженеров, где представил вновь созданную им электронную телевизионную систему.

В 1940-е годы он разбил световой луч на синий, красный и зеленый цвета и таким образом родилось цветное телевидение.

Будучи патриотом, В. К. Зворыкин не забывал Родину. В 1930-е и последующие годы он неоднократно посещал СССР.

В результате реализации заключенного с американской RCA договора СССР в 1938 году ввел в действие первую передающую станцию электронного ТВ в Москве.

Для приема передач использовались отечественные телевизионные приемники электронно-лучевого типа ВРК (названные по имени заказчика — Всесоюзный радиокомитет) и ТК-1.

Конечно, по меркам нашего времени созданные тогда телевизионные приемники ТК-1 и ВРК были громоздкими и сложными в эксплуатации.

Кинескоп диаметром 23 см располагался вертикально экраном вверх; изображение отражалось в зеркале, закрепленном на верхней откидной крышке. В связи с этим в начале 1940 года Институт телевидения совместно с ленинградским заводом «Радист» разработал более простой телевизор 17ТН-1. До начала Великой отечественной войны «Радист» успел выпустить около 2000 телевизоров этой марки, поступивших в торговую сеть Москвы и Ленинграда.

В 1929 году в ВЭИ была создана специализированная лаборатория телевидения, в которую вошли П. В. Шмаков (руководитель), В. И. Архангельский, С. И. Катаев, П. В. Тимофеев, А. М. Шемаев.

Вскоре лаборатория, имевшая опыт создания и приемной, и передающей аппаратуры оптико-механического телевидения, продемонстрировала свои разработки руководству Народного комиссариата почт и телеграфов (Наркомпочтель СССР).

В 1930 году Наркомпочтель СССР принял решение о проведении работ, направленных на создание Московского центра телевещания. Был заключен договор с ВЭИ на разработку и поставку лабораторного комплекта телепередатчика бегущего («бегающего») луча. Лаборатория П. В. Шмакова успешно справилась с заданием, и уже на следующий год ВЭИ провел опыты по передаче в эфир радиоизлучения, генерированного вновь созданным телепередатчиком бегущего луча (на волне 56,6 м).

В том же 1931 году передающая ТВ-аппаратура ВЭИ была перебазирована в специально оборудованный Московский радиовещательный технический узел (МРТУ) на Никольской ул., д. 7.

Состоявшийся в марте 1939 года XVIII Съезд ВКП(б) принял важное решение о дальнейшем развитии системы телевещания в нашей стране: Началось строительство телевизионных центров в ряде крупных городов, переход на новый стандарт передачи изображения — 441 строка (вместо прежнего американского стандарта 343 строки).

В Москве началась работа по созданию проекта телевизионного аппаратурного комплекса. Планируемый комплекс включал в себя, помимо телецентра на Шаболовке, аппаратные в Кремле, в Доме радио, проектировавшемся Дворце Советов СССР, а также междугородную телевизионную станцию.

Особое место в планах отводилось телевизионному узлу Дворца Советов. Он должен был использовать новейшие достижения в развитии технических средств телевещания и стать образцом для телефикации других городов. Предполагалось, что передающие антенны Дворца Советов, установленные на высоте около 300 м, обеспечат трансляцию двух телевизионных программ на расстояние до 80 км.

В большом зале Дворца, рассчитанном на 20 тыс. человек, планировалось установить телеэкран площадью 100 кв. м.

В январе 1939 года в Москве начал работать приемный телевизионный трансляционный узел, разработанный НИИ связи и размещенный на Петровском бульваре в доме № 17. Телевизионное изображение, принятое высококачественной аппаратурой, транслировалось по кабелю в 30 квартир, где были установлены абонентские телевизоры АТП-1 производства Александровского радиозавода. 10 марта 1939 года начались регулярные телевизионные передачи из Московского телевизионного центра на Шаболовке. В тот день передачу принимали 100 телевизоров типа ТК-1.

Опытный Ленинградский телецентр (ОЛТЦ) решили укомплектовать аппаратурой и деталями отечественного производства. Оборудование телецентра, разработанное Ленинградским институтом телевидения в 1937 году, было смонтировано в здании на Каменном острове. В сентябре 1938 года ОЛТЦ приступил к телевещанию.

В 1949 году НИИ телевидения передал в производство массовый телевизор КВН-49, названный так по начальным буквам фамилий разработчиков (В. К. Кенигсон, Н. М. Варшавский, И. А. Николаевский). Благодаря надежности в работе и доступности КВН-49 стал в последующие годы наиболее популярным телевизионным приемником.

У телевизора был настолько маленький экран (105 х 140 мм), что для более-менее комфортного просмотра перед экраном устанавливали линзу, которую наполняли дистиллированной водой. В телевизоре было 16 ламп, и он был рассчитан на прием первых трех ТВ-каналов. КВН-49 стоил более 900 рублей (несколько средних заработных плат того времени), выпускался до 1960 года, постепенно модернизируясь.

Кстати, такой телевизор был у Иосифа Сталина.

Начиная с 1951 года, Центральное телевидение перешло на ежедневные телевизионные передачи в Москве. Одновременно проводились опыты по трансляции телевизионных сигналов на большие расстояния.

Отечественное телевидение вступило в новый этап своего развития.

С начала 1950-х годов на заводе «Электросигнал» (Воронеж) и на заводе в городе Александров начали производство телевизоров «Рекорд». Отличительной особенностью первых «Рекордов» стало то, что они могли принимать 5 каналов.

В 1956 году на международной выставке в Брюсселе «Рекорд» получил «Большую золотую медаль», а в начале 1960-х каждый пятый телевизор в домах советских граждан был именно этой марки. В1984 году. С конвейера сходит 20-миллионный телевизор. Выпущена первая партия цветных телевизоров «Рекорд-ВЦ381».

Всесоюзный совет народного хозяйства принял решение, позволявшее использовать достижения передовой американской корпорации и в то же время поддерживать работу отечественной промышленности по созданию прогрессивной системы телевидения.

В рамках договора о сотрудничестве с нашей страной корпорация RCA изготовила и поставила комплекс аппаратуры для оборудования Московского телецентра. После этого работа по созданию отечественной системы электронного телевещания проводилась в двух направлениях. В Московском телецентре на Шаболовке установили аппаратуру компании RCA (343 строки, 25 кадров). Передающие антенны смонтировали на Шуховской башне.

25 марта 1938 года Московский телецентр начал опытные передачи. В эфир первым пошел кинофильм «Великий гражданин». 5 ноября того же года была организована трансляция большого праздничного концерта.

Вторая мировая война нарушила планы. Телевизионные передачи из Москвы и Ленинграда, так же как из Лондона, Парижа и большинства других столиц европейских стран, прекратились.

С окончанием войны руководство страны вернулось к теме развития телевидения; в Московском и Ленинградском телецентрах начались восстановительные работы.

Уже в декабре 1945 года Московский телецентр смог вновь приступить к регулярным передачам (первоначально на прежнем стандарте четкости 343 строки). Программы передавались два раза в неделю. В первые месяцы телевизионного вещания зрители (их было примерно 2-3 тысячи человек) могли видеть сцены из опер, оперетт и пьес в исполнении артистов московских театров.

Осенью 1946 года по телевидению начали показывать художественные и документальные фильмы. В 1946 году Государственный союзный завод № 528 (в дальнейшем — Московский радиозавод) начал выпуск отечественного телевизионного приемника «Москвич Т-1» (автор разработки Е. Н. Геништа). Одновременно в Ленинграде на заводе им. Козицкого освоили производство телевизора «Ленинград Т-1» (разработчики Д. С. Хейфец и С. А. Мазиков).

В 1947 году начал работу Ленинградский телевизионный центр, переоборудованный на стандарт 441 строки, 25 кадров. Опытный выход в эфир состоялся в ноябре того же года. В 1946-1948 годах в НИИ телевидения (Ленинград) была проведена большая опытно-конструкторская и организационно-техническая работа, связанная с реконструкцией Московского и Ленинградского телевизионных центров.

4 ноября 1948 года Московский телецентр приступил к передачам с использованием новой отечественной аппаратуры, соответствующей самым высоким стандартам — 625 строк, 25 кадров. В то время по качеству телевещания Московский телецентр занимал одно из ведущих мест в мире. Ввод в эксплуатацию реконструированного Московского телевизионного центра с использованием усовершенствованной, во многом уникальной аппаратуры стал значительным достижением отечественной техники. Группа специалистов, в том числе, Г. П. Казанский, С. В. Новаковский, П. Е. Кодесс, В. И. Мигачев, А. В. Воронов, Р. В. Вонатовский была удостоена Государственной премии СССР.

В этот период была решена задача создания мобильных передвижных телевизионных станций (ПТС), оборудованных в автобусе, для организации передач с улиц, площадей, стадионов.

Первая внестудийная передача — трансляция матча со стадиона «Динамо» — прошла 2 мая 1949 года.

Создавались телевизионные центры во многих областных и краевых городах страны. Воронежский телецентр, например, начал свою работу 26 декабря 1958 года.

Во всем этом велика роль русского инженера В. К. Зворыкина, которому сегодня принадлежат более 120 патентов на различные изобретения. За свою жизнь он получил немало различных наград. В частности, в 1967 году президент США Линдон Джонсон вручил ему Национальную медаль США За научные заслуги за 1966 год. В 1977 году Зворыкин был избран в Национальную галерею славы изобретателей (National Inventors Hall of Fame).

Умер В. К. Зворыкин 29 июля 1982 года; похоронен в США на кладбище Принстона. Согласно документальному фильму Л. Парфенова «Зворыкин-муромец», прах «отца телевидения» развеян над озером Тонтон (Taunton lake) рядом с его дачей.