Воронеж — родина не только российского военно-морского, но и космического флота

Косберг и Королёв

Многими выдающимися достижениями в области ракетостроения и завоеванию космического пространства наша страна обязана советскому инженеру-конструктору, воронежцу Семену Ариевичу Косбергу.

До сих пор хваленая НАСА так и не смогла создать (ЖРД) жидкостные ракетные двигатели, равные созданным в СССР, в частности, разработанным в Воронежском конструкторском бюро Химавтоматики и изготовленным на Воронежском механическом заводе.

В основе этих двух структур стоял выдающийся советский конструктор С. А. Косберг. После окончания в 1931 году Московского института авиации молодым инженером он был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), где прошел путь от инженера-конструктора до начальника научно-исследовательского отдела.

Занимался вопросами создания систем непосредственного впрыска топлива в головки цилиндров авиадвигателей.

В 1940 году Косберг назначен заместителем главного конструктора ОКБ московского завода № 33 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) и начальником КБ по разработке систем непосредственного впрыска на этом же заводе.

В 1941 году ОКБ № 33 было разделено на два самостоятельных предприятия, одно из которых — будущее КБ химавтоматики (КБХА) было эвакуировано в город Бердск Новосибирской области на завод № 296 имени Дзержинского.

В суровых сибирских условиях, почти на голом месте специалисты под руководством С. А. Косберга в короткие сроки создали и внедрили в серийное производство агрегаты для авиационного двигателя АШ-82ФН. Использование двигателя на самолетах-истребителях Ла-5 существенно улучшило их летно-тактические данные (скороподъемность, маневренность, скорость, дальность полета), что обеспечило отечественным истребителям преимущество в воздушных боях над лучшими немецкими машинами «Фокке-Вульф-190» и «Мессершмитт-109».

По окончании войны в 1946 году ОКБ было перебазировано в Воронеж и стало именоваться ОКБ-154, которое приступило к разработке жидкостных реактивных двигателей ракет класса «земля—воздух» для противовоздушной обороны страны.

10 февраля 1958 года произошла встреча С. А. Косберга и его соратника А. Д. Конопатова с С. П. Королевым, положившая начало их сотрудничеству. Сблизили и подружили этих людей одинаковые свойства ума и характера — одержимость и беззаветная преданность науке. Двухступенчатая ракета-носитель Королева успешно вывела на орбиту три первых искусственных спутника Земли.

Дальнейшее изучение космического пространства было невозможно без третьей ступени, которая обеспечила бы разгон корабля до второй космической скорости. Кислородно-керосиновый ЖРД РД-0105 тягой 5,04 тонн для третьей ступени (блок «Е») РН 8К-72 был разработан ОКБ С. А. Косберга в 1959-1960 годах совместно с ОКБ-1 С. П. Королева за рекордно короткий срок — 9 месяцев.

Это был первый отечественный ЖРД, запускаемый в условиях, близких к состоянию невесомости и глубокого вакуума. Применение третьей ступени с двигателем РД-0105 дало возможность увеличить массу искусственных спутников Земли с 1400 до 4500 кг и достичь второй космической скорости, что позволило осуществить полеты космических объектов в район Луны и на Луну, облет Луны и фотографирование ее обратной стороны. За творческий вклад в эти полеты Косбергу была присуждена ученая степень доктора технических наук, он был удостоен Ленинской премии.

Новой самостоятельной разработкой ОКБ стал кислородно-керосиновый ЖРД РД-0109 тягой 5,56 тонн для третьей ступени (блок «Е») более совершенной и надежной ракеты — носителя «Восток», применявшейся при запуске ориентированных спутников Земли с возвратом их на Землю. С помощью этой ракеты были выполнены задачи мирового значения, и прежде всего — запуск в космическое пространство первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина.

Коллективный подвиг первопроходцев советской науки и техники 12 апреля 1961 года навсегда вписал имя С. А. Косберга в историю космонавтики.

За выдающиеся заслуги в обеспечении первого в мире полета человека в космос Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года Косбергу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».

Очередными разработками ОКБ стали более мощные кислородно-керосиновые ЖРД: РД-0107 для третьей ступени ракеты-носителя «Восход»; РД-0108 и на его базе существенно модернизированный двигатель РД-0110 для третьей ступени (блок «И») ракеты-носителя «Союз».

С помощью «Восхода» осуществлены первые запуски автоматических межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс», а с помощью РН «Союз» выполняются все задачи выведения на орбиту космических кораблей типа «Союз» с космонавтами на борту и грузовых кораблей типа «Союз Т» для обеспечения эксплуатации долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир».

Большой заслугой С. Косберга было создание в ОКБ современной испытательной базы с хорошо оснащенными экспериментальными лабораториями. Стало возможным вести разработку более мощных ЖРД, работающих как на криогенном топливе, так и на топливе длительного хранения.

Первыми из таких ЖРД, работающими по схеме с дожиганием на топливе из азотного тетроксида и несимметричного диметилгидразина, стали РД-0202 и РД-0205 соответственно для первой и второй ступеней ракеты-носителя «Протон» генерального конструктора В. Н. Челомея.

На их основе были разработаны ЖРД РД-0210 и РД-0211 для второй ступени и РД-0212 для третьей ступени ракеты-носителя.

Создание двигателей для РН «Протон», как и появление самой ракеты подобного класса — крупное достижение ракетно-космической техники. С помощью этой ракеты решены такие выдающиеся задачи, как вывод на околоземные орбиты тяжелых автоматических станций «Протон», запуск возвращаемых автоматических станций «Зонд» для облета Луны, доставка на Луну луноходов, запуск межпланетных космических аппаратов, взявших пробы лунного грунта, совершивших посадки на Марс и Венеру, вывод долговременных орбитальных станций «Салют», «Мир» в космос и спутников на стационарную орбиту.

На космическом корабле Буран также стоят воронежские кислородно-водородные ЖРД.

3 января 1965 года С. А. Косберг погиб в автомобильной катастрофе в Воронеже. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 6). Именем С. А. Косберга названы кратер на обратной стороне Луны, улица в Воронеже. На доме в Воронеже, в котором он жил, установлена мемориальная доска (2003).